Научная статья. Особенности обучения взрослых иностранному языку в системе дополнительного образования (ЛебедьН.В.)


Поршевникова Наталья Владимировна – студент 1 курса Оренбургского государственного педагогического университета,  института непрерывного образования.

E-mail: natalia.porshevnikova@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность изучения иностранного языка в зрелом возрасте с учетом социальных, экономических, политических реалий современного общества. Приводятся данные социологического исследования, показывающего, насколько низок уровень владения иностранными языками среди взрослого населения Российской Федерации. Кратко описывается картина изучения английского языка на этапе школьного, среднего специального и высшего образования. Описываются психологические проблемы и особенности взрослого человека, характер мотивации на обучение. Выводом в данной статье являются  некоторые методические рекомендации, которые могут повысить  эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова
Иностранный язык, обучение взрослых, дополнительное образование, обучение.

На современном этапе развития человечества преобладают процессы глобализации и демократизации. Межнациональные границы стираются, экономические и культурные отношения выходят далеко за пределы одной страны. Международные отношения возникают не только на высшем государственном уровне, но и на уровне компаний, фирм, учебных заведений и лично у каждого. В результате этого большое количество взрослых людей испытывают необходимость в изучении иностранного языка для использования его в повседневной рабочей деятельности и расширения собственных возможностей коммуникации и познания. Важность изучения иностранных языков признана и на государственном уровне. В программе «Иностранный язык» Министерства образования Российской Федерации  говорится, что владение иностранным языком является неотъемной частью подготовки специалиста в любом ВУЗе. У взрослых людей с момента выпуска до момента применения на практике иностранного языка, как правило, проходило несколько лет. В результате чего большая часть знаний и навыков, полученных в ВУЗе, утрачивались. Для их восстановления возникла необходимость разработки и внедрения программ по изучению иностранных языков в системе дополнительного образования.
В 2014 году аналитический центр Юрия Левады представил результаты общественного опроса, посвященного уровню владения иностранными языками среди населения России. Из опроса видно, что 72% населения России в возрасте от 25 лет и старше не владеют иностранными языками. А 11,5% говорят, но с трудом.
На сегодняшний день тема особенностей преподавания иностранного языка взрослым людям в системе дополнительного образования является актуальной. Существует множество методик, в том числе авторских, предлагающих свои методы обучения.
Цель данной статьи - освятить психологические и методологические особенности обучения взрослых иностранному языку в системе дополнительного образования с учетом современных социальных и политических условий.
С каждым годом в школе все больше внимания уделяется иностранному языку. Существует множество вариантов изучения одного или нескольких языков в рамках школьного образования. Наряду с основным учебным временем появляются разнообразные факультативы для обучения навыкам общения на иностранном языке. В рамках получения высшего профессионального образования существует собственная система изучения иностранных языков. В период профессиональной деятельности так же существует возможность как совершенствования собственных знаний и умений в сфере иностранных языков, так и овладения этими знаниями с нуля. Для этого появилась целая система, состоящая из языковых школ, курсов, интенсивов,  факультетов дополнительного образования.
Одной из сложностей в обучении взрослых являются возрастные изменения механизмов запоминания новой информации. По мнению психологов, с возрастом преобладает механизм логического запоминания над механическим. Однако, ухудшаются показатели кратковременной памяти. Так же улучшается скоординированность и взаимосвязанность работы разных механизмов запоминания в общем, что позволяет компенсировать недостатки по одному из них в частности. Например, развитое логическое мышление вместе с полученным опытом обучения может компенсировать недостающий объем кратковременной памяти.
При обучении взрослых так же стоит учитывать их лингвистический опыт. Лингвистический опыт – это совокупность накопленных знаний, умений и навыков как в родном языке, так и в иностранном. (Е.В. Кривоносова) Данный опыт может сыграть как положительную роль в освоении новых знаний, так и отрицательную. Например, ограниченный словарный запас в родном языке будет затруднять понимание и освоение новых слов и терминов в иностранном языке. С другой стороны, высокий уровень владения родным языком будет являться тормозом в освоении разговорной речи иностранного языка, так как привычка многогранно и творчески изъяснять свои мысли на родном языке  будет входить в противоречие с низким словарным запасом и уровнем знания иностранного языка, что спровоцирует появление большого количества ошибок.
Интересным результатом исследования Козубовской Л.А. является выявления ряда психологических проблем у взрослых при изучении иностранного языка, которые несколько отличаются от таковых у студентов.
1.     Страх публичных выступлений. Практически все изучающие иностранный язык испытывают стресс из-за необходимости выступать перед группой в области, выходящей за рамки их компетенции.
2.     Тревожность, вызванная необходимостью использовать язык как средство общения, когда автоматизмы еще не сформировались, словарный запас небольшого объема, но уже нужно знать, что и как сказать.
3.     Тревожность, связанная с боязнью получить низкую оценку, подвергнуться критике преподавателя или коллег.
4.     Возрастной барьер. Взрослый студент, будучи старше своих сокурсников или преподавателя может ощущать психологический дискомфорт.
5.     Разница социальных статусов. Все обучающиеся уже имеют определенный статус в обществе, который может выступить негативным фактором в восприятии новой информации.
Так как взрослые люди считают себя вполне грамотными, социально адаптированными людьми, знающими нормы и приемы поведения в различных обстоятельствах. Все это является истиной в разрезе родного языка, когда не возникает проблем во взаимопонимании. Но когда действие переносится в сферу незнакомого, изучаемого языка, люди сталкиваются с проблемой не понять собеседника и быть не понятыми самим. В результате этого снижается самооценка как эффективного собеседника, что влечет за собой замкнутость, неуверенность в себе, полное угасание мотивации к изучению. Выделенные проблемы необходимо учитывать при составлении программ и курсов подготовки взрослых по изучению иностранного языка.
Помимо проблем в исследовании Кривоносовой Е.В.  было выделено восемь психологических особенностей в обучении взрослых:
1)    Взрослые люди должны сами хотеть научиться. Любые попытки оказывать давление извне приведут к ухудшению результатов, снижению эффективности обучения. Успешность обучения будет определяться силой внутренней мотивации для приобретения новых знаний. Стремление учиться можно стимулировать извне, но навязать его невозможно.
2)    Взрослый студент будет изучать лишь то, что ему нужно. Интерес к учебе носит исключительно практический характер, поэтому обучающиеся будут запоминать и фиксировать лишь то, что могут применить в профессиональной деятельности.
3)    Обучение происходит в среде профессиональной деятельности. Знания, полученные на курсах сразу применяются в работе, что способствует их лучшему закреплению и выживаемости в отличие от материала, изученного только на курсах и не находящего применения в практике.
4)    Концентрация учебы будет происходить на реалистичных проблемах. Лучше брать ситуацию из жизни и вырабатывать конкретное решение.
5)    Предшествующий опыт обучения оказывает существенное влияние на запоминание новой информации. Если новые знания никак не согласуются с имеющимся опытом, студент подсознательно её отвергает.
6)    Обучение проходит эффективнее в неформальной обстановке. С обучением в школе у многих связаны негативные воспоминания.
7)    Скорость усвоения информации зависит от количества различных методов ее донесения. Фильмы, аудиозаписи, наглядные пособия усиливают впечатление от занятия и, соответственно, запоминание.
8)    Система оценок негативно влияет на процесс обучения взрослых. Зачеты, экзамены, контрольные срезы могут заставить бросить обучение из-за боязни критики окружающими.
Учет данных особенностей при составлении методических рекомендаций и программ повышается продуктивность и скорость обучения взрослых. Обстановка в группе становится менее напряженной и более комфортной для освоения новых знаний.
Одним из фундаментальных отличий в обучении взрослых иностранному языку является мотивация обучаемых. Скакун В.А выделяет два вида мотивации:
·        Внешнюю – продиктованную внешними обстоятельствами, причинами, факторами, ситуациями.
·        Внутреннюю – деятельность человека осуществляется исходя из его собственного выбора, собственных убеждений, внутреннего желания.
У взрослых при обучении преобладает внутренняя мотивация над внешней. Взрослые люди изучают английский для того, чтобы расширить зону своих профессиональных интересов, решить профессиональные задачи, добиться личностного роста. Основным мотивом служит желание овладеть разговорной речью, расширить общий и профессиональный словарный запас.  
Высоки так же и требования взрослых к  качеству обучения и его результативности. Это результат того, что специалисты склонны сопоставлять эффективность в своей профессиональной деятельности с результативностью учебного процесса. Так же от успешности и качества освоения иностранного языка зачастую зависит профессиональный рост, уровень дохода и продвижение по карьерной лестнице.
Овладение речевой активностью служит одним из главных мотиваторов обучения английского языка.
Исходя из вышенаписанного, можно выделить несколько методик, рекомендуемых к применению при работе с взрослым населением.
Для активизации речевой активности:
1.     Предлагаемые студентам речевые задания должны быть актуальными и интересными, имеющими практическое значение для слушателей (отражать текущую ситуацию в стране и мире, быть интересны с точки зрения профессиональной деятельности)
2.     Время говорения студентов должно быть значительно больше времени говорения преподавателя
3.     В обычном общении приоритет должен оставаться за изучаемым языком
Для преодоления психологических проблем:
1.     Следует выбрать демократичный стиль организации учебного процесса и общения со студентами.
2.     Исправление речевых ошибок допускается только после окончания выступления студента, но не во время его.
3.     Учет индивидуальных особенностей взрослых студентов
В заключение стоит отметить, что обучение взрослых людей иностранному языку в системе дополнительного образования имеет существенные отличия от обучения в школе и ВУЗах. Взрослые студенты имеют свои характерные особенности мышления, запоминания, а так же богатый жизненный опыт, в том числе и лингвистический. Перспективы дальнейших научных поисков заключаются  в раз­работке авторского учебно-методического комплекса по обучению взрослых иностранному языку в системе дополни­тельного образования.
Литература
1.   Балластов А.В. Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза / А.В. Балластов // Вестник ТГПУ. – 2012. - №4. – С. 74-79.
2.   Кривоносова Е.В. Особенности обучения взрослых иностранному языку/ Е.В. Кривоносова  // Труды БГТУ. - 2013.-  №6. – С. 189-191.
3.   Козлова О.В. Интегративная технология обучения взрослых иностранному языку / О. В. Козлова // Современные наукоемкие технологии. – 2005. - №8. –  С. 135-137.

4.   Козубовская Л.А. Особенности обучения взрослых иностранному языку / Л.А. Козубовская, Е.Л. Сентебова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки. -  2017. - №8. –  С. 92-95.

© Поршевникова Н.В., 2019

Комментариев нет:

Отправить комментарий