Современные образовательные технологии

Игровые технологии.

 По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:  
развлекательную;
 – коммуникативную;
 – игротерапевтическую;
диагностическую;
функцию коррекции;
межнациональной коммуникации;
 – социализации.
 В структуру игры как деятельности органично входит:

  •  целеполагание,
  •  планирование,
  •  реализация цели
  •  анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. 

В структуру игры как процесса входят:
 а) роли, взятые на себя играющими;
 б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
 в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
 г) реальные отношения между играющими; 
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
 Игровая деятельность используется в следующих случаях: 
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 
– как элементы более обширной технологии; 
– в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента 
– как технология внеклассной работы.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  •  учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 
Особенности игровых технологий:
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Спектр целевых ориентаций:
 Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия

Технология современного проектного обучения. 

Представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Теоретические концепции Дж. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
 Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Целевые ориентации
 Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
  Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
  Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
 Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
 Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
 Развитие важнейших компетентностей для современной жизни:
– способности брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения;
– регулировать конфликты ненасильственным путем;
– оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; – делать свой выбор;
– владеть устным и письменным общением;
 – способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.
 Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобще

Технология программированного обучения.

Программированное обучение – технология пошагового (порционного) изучения материала с контролем каждой порции.

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько, Ч. Куписевичу):\
1) Принцип деления материала на малые части (шаги). Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий. Шаг программы состоит из трех частей: а) дозы информации об изучаемом знании, действии; б) задания - операции по работе с информацией, по ее усвоению; в) контрольного задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу. Программировать обучение значит разбивать текст, информацию на шаги, делать программированные тексты.
2)  Принцип обратной связи.  Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства. Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения.
3)  Принцип индивидуального темпа в обучении
4) Принцип адаптации. Управляющая программа должна приспосабливаться к индивидуальным способностям ребенка, организовывать поддержку, подсказку, применять наводящие вопросы и т.д.

Целевые ориентации :
 Улучшение всех свойств обучающей системы: научности, доступности, систематичности, диагностичности. 
 Эффективное обучение на основе научно разработанной программы.
 Создание гибкой технологии, наилучшим образом учитывающей индивидуальные данные ребенка.
 Создание адаптирующихся (самонастраивающихся) программ обучения.



Комментариев нет:

Отправить комментарий