Эмпирические методы исследования

Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла (что именно наблюдается); возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента). Важным моментом наблюдения является интерпретация его результатов — расшифровка показаний приборов и т. п.
Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента, В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».
Основные особенности эксперимента: а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.
Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроизводящие эксперименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п. Существуют эксперименты качественные и количественные. Широкое распространение в современной науке получил мысленный эксперимент — система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами.
Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.
Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть — выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.
Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
 Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Беседа
 Беседа является достаточно распространенным методом в психологии и педагогике. Она предоставляет информацию об изучаемом явлении в закономерной форме, как от исследуемой персоны, членов изучаемой группы, так и от находящихся вокруг людей. Научное значение данного метода содержится в установлении индивидуального контакта с исследуемым объектом, возможности получить большое количество информации сразу и уточнить необходимые вопросы в форме собеседования. 
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что дает возможность резко объединять и подвергать анализу полученную информацию. Неформализованная беседа ведется в более свободной форме, что позволяет поочередно ставить дополнительные вопросы, отталкиваясь от образовавшейся ситуации. В ходе неформализованной беседы, как правило, достигается более узкий контакт между исследователем и исследуемым, что содействует получению более полной и объективной информации. 
Методы выборочного опроса 
Данные методы психолого-педагогического исследования предполагают письменные или устные, конкретные либо опосредованные обращения изыскателя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые открывает отдельные стороны изучаемой проблемы. Такие методы используют, когда объектом исследования выступают люди - конкретные участники изучаемых процессов и явлений. Так, можно получить информацию о различных событиях и фактах, о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
 Существует несколько форм выборочного опроса:
  1. интервью (устный опрос), 
  2. анкетирование (письменный опрос),
  3.  экспертный выборочный опрос, 
  4. тестирование (с предлагаемыми вариантами ответов),
  5. социометрия (позволяет на базе выборочного опроса выявить межличностные отношения в группе людей). 




Комментариев нет:

Отправить комментарий